публикации

К 100-летию образования СССР

В конце прошлого года ВЦИОМ провел опрос в рамках проекта «30 лет без СССР», который показал, что большинство опрошенных россиян (82%) знают, как расшифровывается аббревиатура СССР, 18% не смогли назвать Союз Советских Социалистических Республик. Правильно ответили на вопрос 94-95% граждан старшего поколения и только 59-60% молодежи.

 

 

Кого винить в том, что наши дети даже не знают названия той великой страны, в которой мы выросли? Только самих себя. Однако совсем уж посыпать голову пеплом не стоит. По многим исследованиям, отношение нынешнего молодого поколения к СССР весьма позитивно. Более того, значительная его часть считает советское время лучшим в истории нашего государства.

 

Конечно, время ретуширует исторические язвы. Родители, родом из СССР (не считая записных либералов), в беседах с детьми о прошлом, скорее всего, не акцентировали внимание на перекосах коллективизации и трагедиях строителей Беломорканала, на очередях за зеленой колбасой и рваных колготках, замену которым нельзя было купить. Как правило, молодежь узнает от старшего поколения о том важном и неповторимом, что было в нашей жизни в годы СССР. Великая Победа, возведение новых городов и строительство тысяч заводов, Гагарин и величайшие научные открытия, Большой театр и потрясающая культура. Но, пожалуй, главное, что чувствуют молодые граждане России в рассказах отцов и дедов о жизни в СССР — это бесценное чувство уверенности в завтрашнем дне, ощущение социальной защищенности и нужности своей стране. 

 

Знает молодежь (не вся, увы) и о том чувстве гордости, которое мы испытывали, понимая, какое влияние имела наша страна в мире. Кто бы что ни говорил, но именно Советский Союз фактически заставил Британию, Францию и другие колониальные державы отменить современное рабство в своих заморских территориях. Именно мы защитили многие народы в Азии, Африки и Латинской Америке от американского неоколониализма. Не подлежит сомнению и тот факт, что, глядя на СССР, многие западные государства просто вынуждены были ввести у себя определенные гарантии социальной и правовой защиты трудящихся.

 

А еще граждане Советского Союза твердо знали, что человек человеку брат — вне зависимости от цвета кожи, национальности и вероисповедания. Нас так воспитывали с пеленок. И хотя кое у кого свербел в душе так называемый бытовой национализм, таких людей мы считали маргиналами, и добиться чего-то путного в нашей, советской жизни они не могли.  

 

Сегодня мы видим, как наши бывшебратья готовы убивать только за то, что ты русский, осетин или армянин. Болезнь неприятия «чужих» после развала СССР оказалась настолько заразительной, что её подхватили практически на всем постсоветском пространстве. А местные элиты не только не боролись с этой эпидемией, но и всячески поощряли её распространение. Пещерные националистические инстинкты стали для них совершенным инструментом для достижения своих шкурных интересов.

 

Эстафету губительного раздробления постсоветского пространства по национальному признаку подхватили, радостно потирая руки, наши западные «партнеры», щедро снабжая деньгами всех, кто выступал за «полную независимость от России». Именно благодаря дружным усилиям местных царьков и их забугорных спонсоров, распад СССР так обильно омыт и омывается кровью.

 

И вот мы дошли до последней черты. По сути, СВО — это борьба не только за безопасность России, но и за межнациональный мир на пространстве бывшего СССР. Уверен, что, когда мы победим, сразу подожмут хвосты среднеазиатские баи, втихую поощряющие русофобские выпады местных националистов. Угомонится в своих аппетитах протурецкий Азербайджан. Умолкнут выстрелы в треугольнике Киргизия-Узбекистан-Таджикистан. Россия, как уже не раз бывало, станет не только гарантом спокойствия, но и центром притяжения для большинства народов в её окружении. Конечно, если мы сможем что-то предложить людям, отцы и деды которых веками жили вместе с нами в дружбе и согласии, умирали плечом к плечу за общую Победу и сообща восстанавливали страну из руин. 

 

История убедительно доказала, что настоящее единство не может формироваться только по этническому признаку. Сегодня много говорят об объединении Русского мира, при этом, конечно, оговариваясь, что имеется в виду общность людей разных национальностей с одинаковым культурно-историческим кодом. Идея вроде бы привлекательная, однако мне думается, что построить будущее вряд ли возможно, опираясь только на прошлое.

 

Подписывая сто лет назад договоры о вхождении в состав СССР, народы Средней Азии, Кавказа, Украины и Белоруссии видели в России не только защиту, но и совершенно новую социальную перспективу. Предложенная модель справедливости, равенства и подлинного интернационализма была настолько привлекательна, что перевесила все националистические и местечковые интересы.

 

Если мы сами здесь, в России, сможем построить хотя бы прообраз подобного государства, то можно не сомневаться, что в недалеком будущем Союз Свободных Социальных Республик станет реальностью. И не важно, в какой форме это произойдет.  

 

Владимир Пономаренко,
президент Российского воинского братства

 

Опуликовано в интернет-издании ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ 

 

 

 

 

комментарии

Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистирируйтесь.