публикации

Многоцелевой штурмовик Путина

По поводу объявленных целей спецоперации на Украине сказано и написано более чем достаточно. Существенно меньше говорят о целях необъявленных, но от этого не менее важных. 

 

И хотя сегодня многие эксперты рассуждают о таких задачах, как национализации элит, зачистка от "пятой колонны", на мой взгляд, это не главные, а скорее побочные цели Путина.

 

Направление главного удара

 

Основной задачей является переформатирование социально-экономического уклада в России.

 

Звучит, вероятно, несколько пафосно, но по сути так оно есть. Необходимость такого поистине исторического и в то же время рискованного решения созрела давно, и его проработка велась в Кремле не один год. Об этом свидетельствует та пулемётная очередь из антикризисных мер, которая во многом и стала основой этого самого переформатирования.

 

Сейчас становится все более очевидным, что украинский кризис и беспрецедентная конфронтация с Западом стали лишь поводом и условием для начала спецоперации под условным названием НЭПП (новая экономическая политика Путина). Условием — потому что в мирное время, как показывает исторический опыт, такого рода тектонические сдвиги произвести сложно, если вообще возможно.

 

На протяжении многих лет патриотические эксперты обвиняли Путина в нерешительности при принятии кардинальных решений, в том числе кадровых, в финансово-экономической сфере. А задумывались ли они о том непростом положении, в котором находился президент? Дворцовые перевороты и даже цареубийства в этом мире никто не отменял. Глупо недооценивать мощь олигархическо-чиновничьих кланов в России, которых в полной мере устраивала сложившаяся в стране система (детально описывать, думаю, нет нужды). Для ее сохранения они были готовы на многое.

 

Военная мобилизация позволила без шума и пыли поставить под ружье практически весь государственный аппарат и всех "капитанов бизнеса". Думаю, что последние присягали на верность на той самой знаковой встрече Путина с бизнесом, которая состоялась в день ввода войск на Украину. Аналогичную церемонию высших политических руководителей страны мы наблюдали по телевизору чуть раньше (было весьма поучительно). Те же, кто не захотел присягать, уже далече.

 

Всё сказанное выше не подразумевает, что военная конфронтация с Западом была затеяна ради кардинальных внутренних перемен. Отнюдь. Но поскольку столкновение, видимо, было неизбежно, то и не использовать его было бы глупо.

 

Почему сейчас?

 

Если повнимательнее взглянуть в украинское довоенное зеркало, то мы увидим самих себя и ту судьбу, которую нам готовили. Более или менее накормленное население, часть из которого даже забрендирована с ног до головы и пьет капучино в ресторанах. Послушное "демократическое" правительство, на щелчок выполняющее указания начальства из-за бугра — под лозунгом следования рыночным законам. Ну, и, конечно, грамотно настроенная извне экономика, которая создает полную иллюзию нашего полноправного участия в мировом рынке, при этом позволяя по полной использовать все наши ресурсы — и природные, и людские.

 

Сегодня многие прозападники охают и ахают по поводу того, что нам отрубили доступ к технологиям. Они упускают из вида (по незнанию или сознательно), что никакого доступа нам никто никогда и не давал. Нас снабжали станками, машинами и роботизированным линиями, в которых эти самые технологии были уже зашиты и надежно защищены патентным правом, а на всякий пожарный — еще и функцией удаленного отключения через программный код или непоставку запчастей.

 

В глобальном разделении труда нам никогда и никто по доброй воле не предоставил бы место для снятия технологических сливок. Те, кто его придумал, делиться не привыкли. Даже с так называемыми "союзниками" — достаточно взглянуть на Болгарию, Румынию, да и вообще на всю Восточную Европу. С Китаем, правда, слегка оплошали (такой прыти в самостоятельном развитии не ожидали), но второй раз на грабли не наступят.

 

В списке уходящих сегодня из России зарубежных компаний мы не обнаружим ни одного изготовителя робототехники или современных станков, производимых на территории нашей страны. Пожрать что-нибудь необычное — пожалуйте. Купить брендовые шмотки за бешенные цены — извольте. Побаловаться с удивительными гаджетами — милости просим. А вот насчет высокотехнологичных решений для создания средств производства — об этом даже не думайте.

 

Нас выращивали как идеальных потребителей продуктов глобального рынка, которые, благодаря обильной природной ренте, были еще вкуснее, чем украинцы. Отверточная сборка автомобилей и линии по разливу йогуртов — тот максимум, на который мы могли рассчитывать. И реальных перспектив для экономического рывка, который возможен только при высокой добавленной стоимости производимой продукции, не было никаких.

 

Путин и его окружение давно поняли, что при сложившейся экономической модели мы бы долгие годы так и болтались в пределах роста на 1-2% ВВП, и глухой ропот внутри общества из-за отсутствия реальных улучшений жизни мог бы привести к социальному взрыву. Причем даже социально ориентированное перераспределение материальных благ (прогрессивный НДФЛ, выплаты малоимущим и проч.) вряд ли изменило бы эту тенденцию.

 

Три в одном

 

Что в итоге?

 

Сейчас мы будем присутствовать при удивительном сочетании элементов военного коммунизма, ленинского НЭПа и сталинской индустриализации. Пугаться не стоит. Речь не о репрессиях, а о временном ручном управлении ценами и ресурсами, максимальной свободе для малого и среднего бизнеса, а также о поощрительно-принудительном инвестировании частных капиталов в производство средств производства и высокие технологии.

 

Попытки за счет государственных средств технологически изменить экономику были малоэффективны. Сколько бы новоявленные марксисты-ленинцы ни призывали с экранов к тому, чтобы бросить все накопленные народные средства в топку госкомпаний, где они будут успешно распилены, Путин этому призыву не внял.

 

Новая индустриализация, по моему скромному разумению, будет взвалена на плечи людей, которые удачно подсуетились при дележе народного богатства в 90-х. Неоспоримо, что частный бизнес куда эффективнее справится с поставленной задачей, причем заметьте — за собственные миллиарды, которые придется выгрести из офшоров. Кстати, это и будет та тихая и безболезненная экспроприация незаконно нажитого, о которой так мечтало наше социалистическое (в душе) общество. На мой взгляд, очень элегантный ход.

 

О чем шла речь на встрече Путина с ведущими бизнесменами 24 февраля, не сообщалось и вряд ли мы когда-нибудь дословно узнаем. Но я не удивлюсь, что каждому участнику на выходе вручили папки (или даже портфели) с инвестиционными планами, обязательными к исполнению в конкретные сроки.

 

Кнут и пряник

 

У меня лично нет претензий к крупным российским предпринимателям. В наших условиях сложно было стандартными методами заставить богатых людей вкладывать деньги в машиностроение, микроэлектронику и станкостроение — с риском заморозить или потерять деньги, в то время как под ногами валялись уголь, нефть, металлы, отели, рестораны, телекоммуникации — все то, что быстро приносит гарантированные доходы.

 

В этом смысле нынешний "инвестиционный оброк" очень напоминает ту налоговую и социальную дань минимум, которой Пути н обложил в свое время олигархов и которая во многом помогла вытянуть Россию из пропасти. Тогда, в начале нулевых кто-то сразу уехал, кто-то буром пошел на власть, но большинство послушно стали делать, что велено. Так будет и сейчас.

 

У кого-то это может вызвать вопросы: как же так, а где же естественное развитие рынка и свобода предпринимательства? Увы, в таком мире живём. Не мы отменили эти замечательные принципы.

 

Впрочем, для тех, кого сегодня обязали строить новую российскую экономику, припасена и куча пряников. Я не стану перечислять уже принятые "пряничные" меры или гадать о тех, которые будут еще обнародованы. Скажу лишь, что в комплексе речь идет о полном изменении государственной экономической политики. Одна только возможность не платить НДС, а вкладывать его в развитие собственного производства, чего стоит!

 

Сейчас многие задаются вопросом: а зачем было ждать, пока западный петух не клюнул? Думаю, нам с вами сложно ответить на этот вопрос, не зная всего того, что происходило в Кремле и его окрестностях в последние годы. Знаю только, что лучше поздно, чем никогда.

 

Сегодня на Западе нас истерично пугают энергетическим эмбарго, которое, кстати, было неизбежно — в той или иной форме, под тем или иным предлогом. Стратегический маневр Путина как раз и состоит в том, чтобы минимизировать и в перспективе свести к нулю последствия атаки, от которой уклониться было нельзя. И хотя при этом вынужденном пике вся страна будет некоторое время испытывать серьезные перегрузки, выйдет она из него совсем другой — более сильной и уверенной в себе.

 

Я в этом уверен.

 

Степан Амбарцумян,
Пресс-секретарь ПАРТИИ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!

комментарии

Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистирируйтесь.